Министерство социальной политики Нижегородской области ГКУ Управление социальной защиты населения города Арзамаса Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса Сокращенное наименование: ГБУ ЦСПСД г. Арзамаса
607221, Нижегородская область
г. Арзамас, ул. 2-я Вокзальная, д. 1а
(83147) 6-32-86
(83147) 9-76-90
Главная   ·   Об учреждении   ·   Ранняя помощь детям с признаками РАС   ·   Часто задаваемые вопросы по РАС

Часто задаваемые вопросы по РАС

Задайте свой вопрос →

Невролог ставит моему ребенку расстройство аутистического спектра, но не четкий диагноз, а под вопросом. Когда, в каком возрасте это расстройство обычно проходит?

Расстройства аутистического спектра – это не быстро проходящая болезнь, а особенности развития. Ребенок с РАС вырастет, и станет взрослым с РАС, с годами диагноз не снимут. РАС затрагивает всю личность ребенка. Однако это не повод опускать руки. Раннее развитие, индивидуальные занятия со специалистами, выполнение назначений врачей дадут хороший результат. Ваш ребенок требует чуть больше внимания, чем остальные дети, но он так же растет, развивается и учится жить счастливо, несмотря на особенности в поведении.

Есть ли у моего ребенка аутизм?

При возникающих проблемах или подозрениях у родителей на нарушения в развитии детей, семья может обратиться либо в центры ранней помощи (если таковые имеются в регионе), либо в центры психолого-медико-социального сопровождения для проведения скрининговой диагностики на выявление риска развития РАС. Некоторые скрининговые методики могут использовать как специалисты, так и родители без специальной подготовки. Следует помнить, что скрининговые методики не являются основанием для постановки диагноза. Более того, никто, кроме врача-психиатра не имеет права ставить диагноз.

Так, например, для детей младшего возраста (от 16 до 30 месяцев) удобно использовать Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, Barton).

Для детей 2-4 лет обычно применяется Рейтинговая шкала аутизма у детей - CARS (Childhood Autism Rating Scale, Schopler E., Reichler R.J., DeVellis R.F, Daly K.). Далее, если риск выявляется, то необходимо обращаться к врачу-психиатру для уточнения диагноза и получения лечения. Дополнительно рекомендуем познакомиться с диагностическими критериями расстройств аутистического спектра согласно пятому изданию Диагностического и статистического руководства по психическим болезням (DSM-5).

Опасаемся, что у ребенка РАС – почти не играет в обычные игрушки для своего возраста. Не знаем, чем занять, что купить и к врачу идти боимся.

Если вы считаете, что развитие ребенка не соответствует нормам – не надо бояться обращаться к специалистам. Возможно, ваши опасения беспочвенны и период равнодушия ребенка к игрушкам скоро пройдет. Если же проблема существует, и врач это подтвердит, то чем раньше вы начнете корректировать развитие малыша, тем лучше.

Посмотрите на игры глазами ребенка. Обратите внимание на игрушки – оставляют ли они пространство для фантазии, вызывают интерес, не издают ли резкие звуки? Посмотрите на количество – обилие игрушек не оставляет времени на вдумчивое использование, ребенок рассеивает внимание, переходя от одной яркой штуки к другой. Предлагайте малышу нестандартные предметы для игры, материалы для творчества, включайтесь в процесс сами. Покажите, как можно использовать мячик, машинку, куклу, сделайте это повторно вместе с ребенком. Познакомьте ребенка с другими детьми-сверстниками, понаблюдайте за их совместными играми, может быть, ребенку нужны не новые машинки, а новые друзья?

У маленькой племянницы РАС, почти ничего не ест, очень худая. Это из-за аутизма или есть еще причина какая-нибудь? Чем-то можем ей помочь?

У деток с расстройствами аутистического спектра действительно могут быть особые требования к еде. Неоднородная консистенция блюда, влажные фрукты без кожуры, блюдо с гарниром в одной тарелке, липкая поверхность выпечки – все это может раздражать ребенка. Попробуйте суп-пюре, гарнир и котлету класть в разные тарелки и предлагать по очереди, не смешивая. Если ребенок отказывается от фруктов – возможно, ему неприятно их трогать. Выход прост – режьте на кусочки и предлагайте есть ложкой или нанизывая на вилку. Густые кисели можно заменить жидким компотом, соком. Поменяйте температуру подаваемого блюда – кто-то отказывается от горячего, но ест почти остывшее. Заведите пищевой дневник, отмечайте в нем то, что ребенок с охотой кушает и записывайте отдельно то, от чего категорически отказывается. Дневник пригодится в том случае, если с ребенком будет сидеть бабушка или тетя, которые не знают всех пищевых предпочтений малыша. Там же можно помечать и продукты, на которые возникает аллергия. Не пугайтесь, если на какое-то время ребенок перейдет на монодиету и будет есть только, скажем, картофельное пюре. Сообщите об этом педиатру, подберите витамины, чтобы не обеднять питание. А детям на такой период можно предлагать игры с едой – так больше шансов, что другие продукты «попадут в ребенка», монодиета закончится, и малыш подружится с каким-то новым блюдом.

Не пренебрегайте и обращением к специалистам. Возможно, худоба ребенка вызвана гастроэнтерологическим заболеванием, гельминтозом, проблемами пищеварения и никак не связана с аутистическими особенностями.

Слышала, что сейчас с аутизмом рождается, чуть ли не каждый третий ребенок. Расскажите, что это за болезнь?

Аутизм не является болезнью в общепринятом смысле этого слова, и вылечиться от нее таблетками невозможно. Это особое состояние, отклонение от обычного развития, касающееся всех сфер жизни ребенка. В разной степени дефицитны у таких детей: самоконтроль, самоорганизация, эмпатия – то есть сопереживание чужим эмоциям, образовательные способности, трудовые и игровые навыки, коммуникация с другими людьми. Несмотря на это, дети с аутизмом остаются детьми – их можно научить многому, приложив некоторые усилия. Они также любят маму и мороженое, просто выразить это привычным способом у них получается не всегда. Считать людей с РАС или аутизмом неполноценными в чем-то – нельзя. Они испытывают тот же спектр эмоций, что и мы с вами, но не всегда показывают это обычным способом. Они дружелюбны, но большая компания их напрягает. Они дееспособны в быту, им просто требуется чуть больше движений и определенный порядок в вещах.

Как понять, что у ребенка аутизм?

Обычно, диагностирование расстройства аутистического спектра возможно уже в возрасте двух лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Если родители сомневаются, то лучше обратиться к врачу.

Рекомендуем родителям сверяться с нормами развития, которые установлены медиками. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Для маленьких детей важна индивидуальная работа, а в чем польза групповых занятий?

Бесспорно, индивидуальные занятия очень важны. Но также для детей младшего возраста полезны групповые занятия. Ваш ребенок не только участвует в игре, но и учится взаимодействовать с другими, привыкает находиться в коллективе. Чаще всего наблюдая за другими детьми, ребенок успешно приобретает самостоятельные навыки. Но при этом важно, чтобы каждому малышу был обеспечен индивидуальный подход — дети уникальны с самого начала и развиваются своими темпами.

Яндекс.Метрика

Карта сайтаОтправить сообщениеПодать обращение / жалобу

Часто задаваемые вопросыИнформация о сайте

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

© 2012 - 2019 Все права защищены. ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям города Арзамаса».