Автор: Революк Елена Викторовна, Социальный педагог
Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей. И не известно кому труднее: родителям, которые не знают, как себя вести с повзрослевшими чадами- запрещать или разрешать, или вчерашним детям, которые пытаются самоутвердиться любыми способами. Этот период не зря считается самым конфликтным.
Студенты Арзамасского коммерческо-технического техникума стали участниками занятия на тему «Конфликты». Для ребят конфликт - это спор, ссора, разговор на повышенных тонах, драка. Чаще всего конфликты у них бывают в семье (с братьями, с сестрами, с родителями), с друзьями, с подругами, с полицией. А один из участников выделил конфликт с самим собой.
Для анализа процесса протекания конфликта студенты предложили рассмотреть конфликт между братом и сестрой. Работая в минигруппах, они рассуждали о мыслях, чувствах, действиях участников конфликта. Оказалось, что чувства у оппонентов совершенно разные, нужно только уметь о них говорить. Технику предотвращения конфликтов «Я-сообщение» ребята отрабатывали в практических упражнениях.
Конфликт переживается подростками по-разному. Сильные переживания сопровождают подростка тогда, когда он понимает, что находятся в открытом конфликте с другим человеком. Первое желание в такое ситуации — уклониться от конфликта в надежде, что он разрешится сам по себе.
Если предмет конфликта или вовлеченные в него люди значимы, то подросток может прибегнуть к двум основным стилям поведения: приспособление (односторонняя уступка) и компромисс (взаимная уступка). При этом уступка, по сути своей, направлена скорее на спасение хороших отношений между людьми, а не на разрешение проблемы.
Результатом конфликта может быть стресс, последствия которого могут обернуться для подростка очень критично, вплоть до депрессии и других серьезных расстройств. Если конфликт привел подростка в состояние стресса, чтобы избежать негативных последствий рекомендуется соблюдать следующую линию поведения:
-
не следует предъявлять подростку много претензий и возлагать на него свои ожидания;
-
терпеливо и внимательно выслушать подростка: если он способен рассказывать о своих проблемах, значит, не все еще потеряно, и он сможет с ними бороться;
-
предотвращайте самонаказание, не поощряйте его склонность к самообвинению;
-
не позволяйте ему стать затворником, старайтесь находить ему занятия вне дома;
-
будьте доступны и всегда готовы найти время для общения с подростком;
-
обращайте внимание на положительные качества подростка, старайтесь их закрепить;
-
стимулируйте занятия физическими упражнениями и поощряйте любое увлечение спортом;
-
если подросток избегает вас и других людей, если выхода из ситуации не находится, обратитесь за профессиональной психологической помощью.
Если помочь подростку справиться с его внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную, принимающую атмосферу, впоследствии это поможет ему справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.
В подростковый период происходит переоценка ценностей, осознание себя как личности, формируются собственные взгляды на жизнь. Повзрослевший ребенок борется за свою свободу с отчаяньем юношеского максимализма: скандалами, сигаретами, алкоголем, уходом из дома. На самом деле ему нужна не столько сама свобода, сколько признание права самому принимать решения. Поэтому главный совет родителям подростков — уважайте в своих детях взрослых людей, и конфликтов в вашей семье будет намного меньше.