Министерство социальной политики Нижегородской области ГКУ Управление социальной защиты населения городского округа город Арзамас Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям городского округа город Арзамас Сокращенное наименование: ГБУ ЦСПСД г.о.г. Арзамас
607221, Нижегородская область
г.о.г. Арзамас, ул. 2-я Вокзальная, д. 1А
+7 (83147) 6-32-86
+7 (83147) 9-76-90
+7 (910) 10-40-230
Главная   ·   Новости   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Главные «секреты» успешного воспитания

Библиотека

Главные «секреты» успешного воспитания

  • Главные «секреты» успешного воспитанияВнимание к природе ребёнка: осознанное или интуитивное понимание его, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития

Здесь, прежде всего, стоит напомнить призывы М.Монтессори: «Не вмешиваться!», «давать свободу ребёнку», «благоговейно наблюдать за самостоятельным развитием его», «беречь его спонтанность», «не навязывать своих задач»! Отец Р.Фейнмана, не задумываясь о какой-либо теории, давал возможность сыну самому искать ответы на вопросы. То же делал А. Звонкин, «смиряясь» с ошибками детей и давая им возможность приходить к правильным решениям своими путями и со своей скоростью. И всё это лишь примеры аналогичного мудрого поведения многих родителей и педагогов.

  • Создание «обогащённой среды». В широком смысле речь идёт о погружении ребёнка в среду человеческой культуры

Более конкретно это касается очень многих обстоятельств его жизни: от «умных» игрушек и развивающих игр до общей атмосферы в доме. Чем заняты дети и во что они играют? Есть ли в доме книги? Звучит ли музыка и какая? Выходят ли интересы домашних за пределы телевизионных программ? Какие темы обсуждаются за столом? Делятся ли взрослые своими впечатлениями от красоты природы, произведений искусства? Знакомят ли они ребёнка с понятиями добра и зла, благородства, справедливости, чести и достоинства?

Это и замечательные пособия, игры и материалы, созданные М.Монтессори, задачи и загадки А.К.Звонкина, «захватывающие» темы бесед отца Р. Фейнмана

  • Особые взаимоотношения. Талантливым родителям и воспитателям удаётся устанавливать уникальную атмосферу общения с детьми. Это атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки, наконец, общей эмоциональной увлечённости

Когда мудрый воспитатель просто отпускает ребёнка и даёт ему свободу, его невмешательство означает уважение, поддержку и сообщение: «Ты можешь сам». В другие моменты он вовлекает ребёнка в совместные обсуждения и занятия.

О принципиальной важности совместных занятий для развития интеллекта ребёнка нам говорит закон «зоны ближайшего развития» Л.С.Выготского, где «зона ближайшего развития» — это уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым. Если к практике таких занятий присоединяется искренний энтузиазм, заинтересованность и вдохновлённость взрослого, то такое общение способствует развитию личности ребёнка. Его озаряют и возвышают минуты переживания вместе с родителем или Учителем.

Из примеров вспомним потоки музыки, которыми «заливали» своих детей матери А.Дункан и М.Цветаевой, «свет доброты», которым озарила душу маленького Чарли его мать. Заметим, что у таких родителей ребёнок уже не «объект воспитания», а участник совместной эмоциональной и духовной жизни взрослого. Последний же, выступает для него как вдохновляющий пример!

 

Подведём итоги. Что делает успешный взрослый, который способствует развитию ребёнка, росту его личности, его культурному обогащению?

Взрослый:

  • воздерживается от вмешательства в дела ребёнка;
  • привлекает к занятиям;
  • озадачивает, будит мысль;
  • вовлекает, увлекает;
  • поддерживает;
  • верит в добрую природу;
  • заражает энтузиазмом, вдохновляет;
  • служит образцом.

Усилия взрослого встречаются и взаимодействуют с собственной активностью ребёнка, которую можно описать в виде ряда коротких фраз: «я хочу сам», «хочу этому научиться», «мне интересно», «как здорово, что у меня это получается!», «я хороший», «мне важно, чтобы меня любили», «важно, чтобы мама (папа) были рядом», «хочу быть таким как они».

 

С использование материала книги Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком ТАК»

Яндекс.Метрика

Карта сайтаОтправить сообщениеПодать обращение / жалобу

Часто задаваемые вопросыИнформация о сайте

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

© 2012 - 2024 Все права защищены. ГБУ ЦСПСД г.о.г. Арзамас.