Автор: Улитина Ирина Юрьевна, Педагог-психолог
В Центре социальной помощи семье и детям города Арзамаса успешно реализовывается программа «Ступени доверия» с целью повышения информированности детей о возможных рисках и опасностях, формирования у них модели ненасильственного опыта общения и жизнедеятельности.
С момента своего появления на свет ребенок является существом социальным. Все его поведение направлено на установление связей с окружающим миром, что обеспечивает ему оптимальные условия для роста и развития.
К нарушению нормального социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка приводит:
-
любое нарушение взаимодействия ребенка с миром (его потеря, недостаток, расстройство);
-
жестокое обращение с ребенком;
-
воспитание ребенка в семье с явными признаками насилия;
Когда ребенок чувствует себя покинутым, растерянным, оставленным без ресурсов к выживанию, у него развивается недоверие к миру. Растет протест против родителей, которые за своими проблемами забывают о них, обрекая либо на одиночество, либо на поиск понимания и поддержки в других отношениях. Душевные раны ребенка остаются на всю жизнь и отражаются на взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому данная программа занятий, которые проводятся в форме группы поддержки с элементами тренинга, направлена на формирование у ребят способности к выбору рациональных форм поведения в стрессовых ситуациях, на формирование модели позитивного опыта общения и жизнедеятельности.
Основная идея программы заключается в том, что ребенок, имеющий правильное представление о себе, умеющий понимать других и сопереживать им, оказывается более защищенным перед жизненными трудностями, что и уменьшает вероятность психологических травм. Ведь изменения начинаются с того момента, когда ребенок начинает задумываться о своих эмоциях и о том, что он собирается делать. А общение в группе увеличивает количество выборов дальнейшего пути и их проработку.
Посредством занятий у участников:
-
приобретаются навыки решения межличностных отношений,
-
формируются личностные ресурсы;
-
снимается эмоциональное напряжение;
-
развиваются навыки релаксации, саморегуляции.