Лето. Читаем!
За летние каникулы ребенок должен отдохнуть, окрепнуть, оздоровиться и… не отстать в интеллектуальном развитии.
Именно для этого советская система образования предлагала утвержденный список произведений на лето для каждого класса. Сейчас книги в школах только рекомендуются, к сожалению. Что делать детям и родителям?
Махнуть рукой на рекомендации? Вспомнить классиков из детства и набрать книги в библиотеке? Составить свой список полезной литературы? Просмотреть в Интернете обзоры популярных детских книг? Посоветоваться с учителями? Что угодно, кроме первого. Ни в коем случае нельзя забрасывать чтение на долгие три месяца!
Цель родителей – мотивировать правильное развитие. Не отговаривайтесь тем, что ребенок не любит читать. Дети не любят читать из-под палки. Исключите прессинг и обязательность – и ребенок будет читать взахлеб.
Есть дети, которые всегда и во всем стремятся к лидерству. Им достаточно следующих установок: «ты будешь больше всех знать», «тебе легко дадутся многие предметы», «у тебя будет самая красивая речь». Стремясь к совершенству, они сами будут много читать – родителям останется лишь обеспечивать их подходящим материалом.
Немного сложнее с теми, для которых не существует понятия лидерства: они предпочитают личную свободу, «лучший» и «первый» – для них пустой звук. Придумайте другие поощрения: ребенок должен читать с удовольствием! Прочел книгу с приключениями и выживанием в экстремальных условиях – идем в поход! Прочитали про войну, «отстрелялись» по читательскому дневнику – получите шоколадные медали!
Нужно ли строго придерживаться рекомендуемого списка литературы? Необязательно, но желательно. Во-первых, книги для каждого класса на лето соответствуют возрасту ребенка; во-вторых, это определенный образовательный минимум. Кроме произведений, предложенных учителем, родители могут выбирать для детей и другую литературу, ориентируясь на собственный читательский опыт.
Возникает вопрос: оставлять ли в списке сказки? Конечно! Не надо навязывать детям, чтобы не обидеть их – ведь любому ребенку хочется поскорее стать старше и читать литературу для взрослых. Для компромисса устройте домашние чтения – старший ребенок может читать сказку младшему, польза обоим. Или бабушке, а бабушка – внуку. А можно усесться всей семьей, зажечь свечи и читать по очереди – любая сказка покажется гораздо волшебней!
Не все дети любят стихи, но без них не обойтись. Снова требуется творческий родительский подход. Начните со смешных стихов – такие существуют. Можно десяток прочитать вместе, а парочку и выучить. Цитируйте по поводу и без любимые стихи сами – детям свойственно подражание. Устраивайте домашние торжества с обязательным стихотворным сопровождением, привлекайте детей к написанию четверостиший – за недостатком рифм в памяти они обратятся к книгам. Попробуйте устроить мини-совревнование – кто больше вспомнит стихотворений на заданную тему – скажем, о грозе, о зиме, о дне рождения.
Не пренебрегайте чтением вслух – читайте сами и просите ребенка почитать вам. Дети должны уметь интонационно выделять важное в тексте, внятно и четко произносить слова, выдерживать паузы. Именно чтение вслух покажет вам, есть ли проблемы с речью у ребенка.
Требование вести читательский дневник сейчас повсеместно возмущает родителей. Мало того, что ребенку задали такую кучу книг прочитать, так еще и отчитаться по ним надо! И первая задача-то кажется невыполнимой, а тут еще внятного текста напиши на целую тетрадь! Детей современных читать не заставишь, куда там знать всех героев и кратко сюжет пересказать. И кто там книгу написал – всех не запомнишь! Это устаревшие задания, совершенно не нужные, любви к чтению точно не добавляют! Глядя на недовольных родителей, и ребенок начинает негативно относиться в частности к дневнику, и в целом к чтению.
А ведь книга читается не для формальной галочки, а чтобы что-то осталось в памяти, созрело в душе, отложилось в мыслях, чему-то научило и развило. Как понять, что произведение пошло на пользу ребенку? Именно с помощью читательского дневника!
Смог вспомнить всех героев и кто кому кем приходится по сюжету – потренировал память. Схема «прочитал-проанализировал-записал» дисциплинирует и учит выполнять требования преподавателя. Написал кратко основные линии произведения – и руку в письме потренировал, и мысли правильно формулировать поучился. Отметил, что понравилось больше всего – эмоции нагрузку получили, яркие моменты описал и героя себе по нраву выбрал – воображение и фантазия без дела не остались. Перед заполнением дневника ребенок вам задал вопросы и спросил про непонятные слова – словарный запас пополнил и речь обогатил. Запомнил, кто автор книги, откуда, какие произведения у него еще есть – в культурном наследии разобрался для общего развития. О том, что книга развивает детский интеллект и в легкой форме доносит нужную информацию до растущего мозга – наверное, можно и не говорить.
Не забывайте о том, что попытки «рассказать» книгу в читательском дневнике со своей позиции – это отличная тренировка перед написанием сочинений. Их в школьной программе никто не отменял. Знакомство с авторами и их произведениями пригодится еще не раз – в модных сейчас конкурсах, викторинах и олимпиадах литературные вопросы встречаются часто.
Предложите взрослую помощь – набросайте вместе с ребенком план, который упростит ведение дневника.
Можно вместе нарисовать график для точных сроков заполнения. Предложите ребенку заинтересовать вас книгой, пусть ярко и вкусно опишет прочитанное, чтобы и вам захотелось почитать. Предварительно выслушайте в устной форме все, что сын или дочь собирается написать, вместе скорректируйте или уточните непонятные моменты. Научите ребенка останавливаться в своем пересказе – делать краткие выводы по прочитанному сложно даже ученикам 4-5 классов. Помогите с рисунками - многие учителя требуют графического сопровождения и творческого оформления дневника. Устройте дружеское соревнование между вашим ребенком и его друзьями – кто прочитает больше или быстрее, кто чаще делает записи в дневнике. Победителя можно наградить небольшим призом.
Лето для ребенка обязательно пройдет с пользой, если родители будут заинтересованы в этом.
Контакты Центра социальной помощи семье и детям г. Арзамаса:
г. Арзамас, ул. 2-я Вокзальная, д. 1А, т. (83147) 9-76-90, сайт: http://cspsd40.ru/, ВК: cspsdarz