Почти у всех детей, которые воспитывались в детском доме или доме ребенка, наблюдается некоторая задержка двигательного развития. У большинства детей развитие моторики приходит в норму в течение нескольких месяцев после усыновления. Это происходит благодаря улучшенному питанию, повышению уровня активности и вниманию, которое уделяют ребенку родители. Тем не менее, у некоторых детей еще долго наблюдаются такие явления, как неуклюжесть, недоразвитие моторики и недостаточное понимание положения своего тела в пространстве.
Чем вызваны задержки в развитии моторики?
-
Плохое питание. У ребенка, не получающего полноценного питания, может не хватать сил для того, чтобы двигаться, либо он может быть недостаточно развит физически из-за недоедания
-
Слабость. У ребенка может не хватать сил для того, чтобы отрабатывать новые двигательные навыки.
-
Недостаток опыта. Возможно, в доме ребенка или детском доме ребенок находился в условиях, где не хватало стимулов к развитию – например, большую часть дня его пеленали или его нечасто доставали из кроватки. У ребенка было меньше возможностей играть с игрушками или на детской площадке или подниматься и спускаться по ступенькам. Для того, чтобы освоить двигательные навыки, ребенку необходимо двигаться и тренироваться.
При наличии у ребенка вышеперечисленных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту за рекомендациями и помощью:
-
Фетальный алкогольный синдром
-
Заболевания нервной системы
-
Различные нарушения, например, туберкулез, косолапость, нарушение зрения или слуха, нарушения сенсорной интеграции
Как помочь ребенку развивать моторику?
-
Давайте ребенку как можно больше возможностей проявлять физическую активность, но имейте в виду, что поначалу ему может быть страшно делать определенные движения. Поддерживайте физический контакт с младенцем, которого вы учите новым движениям. За ребенком ясельного возраста нужно внимательно присматривать. Старшим детям может понадобиться ваша физическая помощь для того, чтобы впервые попробовать двигаться по-новому.
-
У некоторых детей никогда не было возможности ощутить под ногами твердую поверхность (например, пол). У таких детей обычно не развита способность отталкиваться от пола руками и ногами. Дайте своему ребенку возможность побольше играть на полу.
-
Помогайте ребенку заканчивать начатое движение. Например, вы можете помочь ему перевернуться с бока на бок, сесть из положения лежа, лечь из положения сидя, или, стоя на четвереньках, подтянуться, хватаясь за мебель, и встать.
-
Когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, попробуйте начать удерживать его в стоячем положении в течение непродолжительного времени. Не покупайте ребенку ходунки и прыгунки – ребенок должен научиться стоять самостоятельно, соразмерно со своей силой и развитием костей. Кроме того, ходунки и прыгунки не способствуют развитию движений и могут быть опасны для маленьких детей.
-
Когда ребенок научится ходить, давайте ему побольше возможностей карабкаться. Это полезно для развития равновесия, координации и силы. Следите, чтобы ребенок выбирал для себя посильные задачи и не залезал слишком высоко.
-
Давайте ребенку возможность толкать, тянуть и брать в руки игрушки и бытовые предметы (разумеется, если это не опасно). Это способствует развитию силы и ощущения положения тела в пространстве.
-
Предлагайте ребенку простые игрушки. Выбирайте игрушки, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают ребенку усвоить причинно-следственные связи и разрабатывают руки (мозаики, пуговицы, пазлы, настольный хоккей). Избегайте компьютерных игр и игрушек, имеющих только одно назначение. Дети учатся, играя с игрушками различными способами.
-
Водите детей старшего возраста на детские площадки и в бассейн, катайтесь с ними на велосипеде. Внимательно присматривайте за ними во время игры на площадке и занятий спортом, чтобы предотвратить травмы. Игра на площадке, плавание и катание на велосипеде хорошо развивают силу, координацию и ощущение положения тела в пространстве.
Какие игрушки и виды деятельности способствуют развитию моторики у ребенка?
Практически любой безопасный бытовой предмет может послужить игрушкой для ребенка. Ваш ребенок может многому научиться, играя с пластмассовыми чашками, ложками, кастрюлями и сковородками. Примерно с годовалого возраста ребенок может начинать пробовать свои силы в следующих видах активности:
-
Складывать предметы в коробку или другую емкость, а затем вынимать их оттуда
-
Ставить предметы один на другой
-
Манипулировать жидкостями и сыпучими материалами – зачерпывать их какой-либо емкостью, затем выливать (высыпать)
-
Размешивать содержимое чашки или миски
-
Составлять предметы вместе
-
Нажимать рычажки ил кнопки на игрушках
-
Толкать перед собой игрушку на колесиках, либо тащить за собой игрушку на веревочке
Детям необходимо пробовать на ощупь разные фрукты. Вот несколько идей для совместных веселых игр:
-
Возьмите желе или очищенные бананы и раздавите их пальцами
-
Попробуйте порисовать кремом, набирая его пальцами и размазывая по поверхности
-
Поиграйте с сырыми рисов или фасолью, насыпанными в миску (следите, чтобы ребенок не положил их себе в рот)
Помните, что некоторые виды фактур или звуки, издаваемые некоторыми игрушками, могут раздражать ребенка. Ему понадобится время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.
Когда стоит начинать беспокоится?
Дети младшего возраста
Проконсультируйтесь с врачом в случае возникновения нижеописанных проблем.
Ребенок старше 6 месяцев
-
Плохо держит голову
-
Одна рука постоянно сжата в кулак или одна нога не гнется
-
Ребенок держит руки в неестественном положении, когда лежит на спине или когда его удерживают в сидячем или лежачем положении (например, руки торчат вбок, при этом локти согнуты, а кисти рук подняты и выставлены ладонями вперед)
-
Негнущиеся, скрещенные ноги
-
Ребенку трудно глотать, он выталкивает языком изо рта мягкую пищу
-
Любая из перечисленных проблем плюс чрезмерная раздражительность
Ребенок старше 9 месяцев
-
Плохо пользуется руками во время игры
-
Негнущиеся ноги, пальцы ног вытянуты, как будто ребенок стоит на цыпочках
-
Не переносит вес тела на ноги, когда его удерживают в стоячем положении
-
Чрезмерно скругленная или вытянутая спина в сидячем положении
-
Мало двигается, находясь на полу
Ребенок старше года
-
Любая из перечисленных проблем
-
Плохо меняет положение – трудно переворачиваться, ползать и принимать сидячее положение
Ребенок старше полутора лет
-
Любая из вышеперечисленных проблем
-
Не способен изменить положение тела – сесть, поползти, подтянуться на руках и встать
-
Не ходит
-
Плохо пользуется руками во время игры
Дети более старшего возраста
Если ребенок прожил в вашей семье 4-6 месяцев и у него наблюдаются нижеперечисленные проблемы или выявлено одно из нижеперечисленных нарушений, проконсультируйтесь с врачом
Дети до 2 лет
-
Поставлен диагноз, связанный с задержкой развития (ДЦП, синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром или алкогольная фетопатия)
-
Другой медицинский диагноз (туберкулез, косолапость, нарушение зрения или слуха)
-
Малая окружность головы (согласно весо-ростовым таблицам)
-
Ребенок подвергался насилию (сексуальному, физическому, психологическому)
-
Плохой или отсутствующий визуальный контакт
-
Не проходящая самостимуляция
-
Серьезные задержки в развитии
-
Ограниченная вокализация или ее полное отсутствие
-
Чрезмерная раздражительность, неспособность успокоится
-
Комбинация двух или более проблем из вышеназванных
Ребенок старше 2 лет
-
Любая из вышеперечисленных проблем
-
Ведет себя агрессивно или буйно
-
Проблемы с концентрацией внимания
-
Ухудшение способности общаться на родном языке
-
Чрезмерно дружелюбное поведение по отношению к другим людям
-
Поведение не соответствует возрасту
-
Плохая память
-
Нарушение привязанности
-
Пониженная обучаемость
Ресурсы
По вопросам диагностики ребенка обращайтесь к своему педиатру или в службы, занимающиеся помощью усыновителям и приемным семьям, а также в службы раннего вмешательства
Службы помощи: ваш педиатр может направить ребенка на лечебную физкультуру к физическому терапевту или эрготерапевту, на занятия к логопеду.
По материалам статей С. Довбни, Т. Морозовой