Министерство социальной политики Нижегородской области ГКУ Управление социальной защиты населения городского округа город Арзамас Государственное бюджетное учреждение Центр социальной помощи семье и детям городского округа город Арзамас Сокращенное наименование: ГБУ ЦСПСД г.о.г. Арзамас
607221, Нижегородская область
г.о.г. Арзамас, ул. 2-я Вокзальная, д. 1А
+7 (83147) 6-32-86
+7 (83147) 9-76-90
+7 (910) 10-40-230
Главная   ·   Новости   ·   Библиотека   ·   Статьи   ·   Задержка двигательного развития

Библиотека

Задержка двигательного развития

Задержка двигательного развитияПочти у всех детей, которые воспитывались в детском доме или доме ребенка, наблюдается некоторая задержка двигательного развития. У большинства детей развитие моторики приходит в норму в течение нескольких месяцев после усыновления. Это происходит благодаря улучшенному питанию, повышению уровня активности и вниманию, которое уделяют ребенку родители. Тем не менее, у некоторых детей еще долго наблюдаются такие явления, как неуклюжесть, недоразвитие моторики и недостаточное понимание положения своего тела в пространстве.

Чем вызваны задержки в развитии моторики?

  • Плохое питание. У ребенка, не получающего полноценного питания, может не хватать сил для того, чтобы двигаться, либо он может быть недостаточно развит физически из-за недоедания
  • Слабость. У ребенка может не хватать сил для того, чтобы отрабатывать новые двигательные навыки.
  • Недостаток опыта. Возможно, в доме ребенка или детском доме ребенок находился в условиях, где не хватало стимулов к развитию – например, большую часть дня его пеленали или его нечасто доставали из кроватки. У ребенка было меньше возможностей играть с игрушками или на детской площадке или подниматься и спускаться по ступенькам. Для того, чтобы освоить двигательные навыки, ребенку необходимо двигаться и тренироваться.

При наличии у ребенка вышеперечисленных нарушений рекомендуется незамедлительно обратиться к специалисту за рекомендациями и помощью:

  • Фетальный алкогольный синдром
  • Заболевания нервной системы
  • Различные нарушения, например, туберкулез, косолапость, нарушение зрения или слуха, нарушения сенсорной интеграции

Как помочь ребенку развивать моторику?

  • Давайте ребенку как можно больше возможностей проявлять физическую активность, но имейте в виду, что поначалу ему может быть страшно делать определенные движения. Поддерживайте физический контакт с младенцем, которого вы учите новым движениям. За ребенком ясельного возраста нужно внимательно присматривать. Старшим детям может понадобиться ваша физическая помощь для того, чтобы впервые попробовать двигаться по-новому.
  • У некоторых детей никогда не было возможности ощутить под ногами твердую поверхность (например, пол). У таких детей обычно не развита способность отталкиваться от пола руками и ногами. Дайте своему ребенку возможность побольше играть на полу.
  • Помогайте ребенку заканчивать начатое движение. Например, вы можете помочь ему перевернуться с бока на бок, сесть из положения лежа, лечь из положения сидя, или, стоя на четвереньках, подтянуться, хватаясь за мебель, и встать.
  • Когда ребенку исполнится 4-5 месяцев, попробуйте начать удерживать его в стоячем положении в течение непродолжительного времени. Не покупайте ребенку ходунки и прыгунки – ребенок должен научиться стоять самостоятельно, соразмерно со своей силой и развитием костей. Кроме того, ходунки и прыгунки не способствуют развитию движений и могут быть опасны для маленьких детей.
  • Когда ребенок научится ходить, давайте ему побольше возможностей карабкаться. Это полезно для развития равновесия, координации и силы. Следите, чтобы ребенок выбирал для себя посильные задачи и не залезал слишком высоко.
  • Давайте ребенку возможность толкать, тянуть и брать в руки игрушки и бытовые предметы (разумеется, если это не опасно). Это способствует развитию силы и ощущения положения тела в пространстве.
  • Предлагайте ребенку простые игрушки. Выбирайте игрушки, которые способствуют развитию зрительно-моторной координации, помогают ребенку усвоить причинно-следственные связи и разрабатывают руки (мозаики, пуговицы, пазлы, настольный хоккей). Избегайте компьютерных игр и игрушек, имеющих только одно назначение. Дети учатся, играя с игрушками различными способами.
  • Водите детей старшего возраста на детские площадки и в бассейн, катайтесь с ними на велосипеде. Внимательно присматривайте за ними во время игры на площадке и занятий спортом, чтобы предотвратить травмы. Игра на площадке, плавание и катание на велосипеде хорошо развивают силу, координацию и ощущение положения тела в пространстве.

Какие игрушки и виды деятельности способствуют развитию моторики у ребенка?

Практически любой безопасный бытовой предмет может послужить игрушкой для ребенка. Ваш ребенок может многому научиться, играя с пластмассовыми чашками, ложками, кастрюлями и сковородками. Примерно с годовалого возраста ребенок может начинать пробовать свои силы в следующих видах активности:

  • Складывать предметы в коробку или другую емкость, а затем вынимать их оттуда
  • Ставить предметы один на другой
  • Манипулировать жидкостями и сыпучими материалами – зачерпывать их какой-либо емкостью, затем выливать (высыпать)
  • Размешивать содержимое чашки или миски
  • Составлять предметы вместе
  • Нажимать рычажки ил кнопки на игрушках
  • Толкать перед собой игрушку на колесиках, либо тащить за собой игрушку на веревочке

Детям необходимо пробовать на ощупь разные фрукты. Вот несколько идей для совместных веселых игр:

  • Возьмите желе или очищенные бананы и раздавите их пальцами
  • Попробуйте порисовать кремом, набирая его пальцами и размазывая по поверхности
  • Поиграйте с сырыми рисов или фасолью, насыпанными в миску (следите, чтобы ребенок не положил их себе в рот)

Помните, что некоторые виды фактур или звуки, издаваемые некоторыми игрушками, могут раздражать ребенка. Ему понадобится время, чтобы привыкнуть к новым ощущениям.

Когда стоит начинать беспокоится?

Дети младшего возраста

Проконсультируйтесь с врачом в случае возникновения нижеописанных проблем.

Ребенок старше 6 месяцев

  • Плохо держит голову
  • Одна рука постоянно сжата в кулак или одна нога не гнется
  • Ребенок держит руки в неестественном положении, когда лежит на спине или когда его удерживают в сидячем или лежачем положении (например, руки торчат вбок, при этом локти согнуты, а кисти рук подняты и выставлены ладонями вперед)
  • Негнущиеся, скрещенные ноги
  • Ребенку трудно глотать, он выталкивает языком изо рта мягкую пищу
  • Любая из перечисленных проблем плюс чрезмерная раздражительность

Ребенок старше 9 месяцев

  • Плохо пользуется руками во время игры
  • Негнущиеся ноги, пальцы ног вытянуты, как будто ребенок стоит на цыпочках
  • Не переносит вес тела на ноги, когда его удерживают в стоячем положении
  • Чрезмерно скругленная или вытянутая спина в сидячем положении
  • Мало двигается, находясь на полу

Ребенок старше года

  • Любая из перечисленных проблем
  • Плохо меняет положение – трудно переворачиваться, ползать и принимать сидячее положение

Ребенок старше полутора лет

  • Любая из вышеперечисленных проблем
  • Не способен изменить положение тела – сесть, поползти, подтянуться на руках и встать
  • Не ходит
  • Плохо пользуется руками во время игры

Дети более старшего возраста

Если ребенок прожил в вашей семье 4-6 месяцев и у него наблюдаются нижеперечисленные проблемы или выявлено одно из нижеперечисленных нарушений, проконсультируйтесь с врачом

Дети до 2 лет

  • Поставлен диагноз, связанный с задержкой развития (ДЦП, синдром Дауна, фетальный алкогольный синдром или алкогольная фетопатия)
  • Другой медицинский диагноз (туберкулез, косолапость, нарушение зрения или слуха)
  • Малая окружность головы (согласно весо-ростовым таблицам)
  • Ребенок подвергался насилию (сексуальному, физическому, психологическому)
  • Плохой или отсутствующий визуальный контакт
  • Не проходящая самостимуляция
  • Серьезные задержки в развитии
  • Ограниченная вокализация или ее полное отсутствие
  • Чрезмерная раздражительность, неспособность успокоится
  • Комбинация двух или более проблем из вышеназванных

Ребенок старше 2 лет

  • Любая из вышеперечисленных проблем
  • Ведет себя агрессивно или буйно
  • Проблемы с концентрацией внимания
  • Ухудшение способности общаться на родном языке
  • Чрезмерно дружелюбное поведение по отношению к другим людям
  • Поведение не соответствует возрасту
  • Плохая память
  • Нарушение привязанности
  • Пониженная обучаемость

Ресурсы

По вопросам диагностики ребенка обращайтесь к своему педиатру или в службы, занимающиеся помощью усыновителям и приемным семьям, а также в службы раннего вмешательства

Службы помощи: ваш педиатр может направить ребенка на лечебную физкультуру к физическому терапевту или эрготерапевту, на занятия к логопеду.

 

По материалам статей С. Довбни, Т. Морозовой

Яндекс.Метрика

Карта сайтаОтправить сообщениеПодать обращение / жалобу

Часто задаваемые вопросыИнформация о сайте

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International

© 2012 - 2024 Все права защищены. ГБУ ЦСПСД г.о.г. Арзамас.