Автор: Гурлова Анна Георгиевна, Зав. отделением
Чувство горя, связанное с потерей, различно для каждого из нас и мы выражаем нашу печаль по-своему. На чувство печали оказывает влияние несколько факторов, такие как замкнутость в межличностных отношениях, обстоятельства потери, опыт потери в прошлом, личностные характеристики, темперамент и культуральные особенности. Несмотря на то, что реакция каждого уникальна, существуют узнаваемые другими и самим собой устойчивые формы поведения. Во многих случаях процесс переживания горя принимает форму предсказуемых этапов. Вот эти этапы:
Потрясение и недоверие:
Когда наша модель мира уничтожена, мы не чувствуем себя способными справляться с жизнью. Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет – неизвестно
Отрицание:
Главная особенность поведения ребенка на этой стадии состоит в том, что он бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: "ему все нипочем". Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого.
Стадия гнева и смешения чувств:
Эта стадия характеризуется появлением сильных, иногда взаимоисключающих эмоций. Жить ребенку с чувствами, вызывающими тревогу и беспокойство, сложно и тяжело. Дети в этот период чрезвычайно чувствительны, и они особенно нуждаются в помощи, чтобы эти подавленные чувства не нанесли вреда. Дети испытывают следующие эмоции, причем иногда все сразу- тоска, злость, депрессия, вина, тревога
Что могут сделать приемные родители:
Дать определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал.
Утешить: если ребенок подавлен, и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда..
Заботиться: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания.
Проявлять инициативу: инициируйте положительное взаимодействие с ребенком, проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами.
Слушать, сохранять воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Если возможно, отложите свои дела на потом, или выделите специальное время, чтобы поговорить с ребенком.
Хранить памятные вещи: фотографии, игрушки, одежду - все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни.
Помогать в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте.
На занятиях в Центре специалисты помогут родителям разобраться в особенностях переживания горя ребенком, а ребенку – развить навыки преодоления стрессовых ситуаций. Занятия проводятся с использованием арт-терапии и оборудования темной сенсорной комнаты.