Ребенок боится контрольных работ, стесняется отвечать у доски, не решается подойти к учительнице и что-то спросить. Ваш школьник ведет себя именно так? Скорее всего, ему свойственна повышенная тревожность.
Причин ее может быть несколько. Возможно, все дело в наследственности. Попробуйте проанализировать: а какие вы (его родители)? Быть может, вы тоже частенько испытывается эмоциональный дискомфорт? Тогда нет ничего удивительного в том, что сын (дочь) ведет себя так же и любое изменение привычного уклада жизни выводит его из равновесия, заставляет нервничать и переживать.
Частенько психологам приходится сталкиваться со школьной тревожностью. Боязнь ошибиться, получить плохую оценку – подчас результат завышенных требований родителей.
Некоторым детям свойственна тревожность ситуативная. Встреча с доктором, неприятная поездка в транспорте остались в памяти и теперь вызывают чувство страха.
Какие бы причины ни лежали в основе тревожности, задача родителей – помочь ее преодолеть, справиться с волнением, достичь максимального душевного равновесия.
Запомните простые правила:
-
Для начала научите школьника (дошкольника) говорить о том, что его волнует. Озвучить проблему, осознать ее – это половина успеха. Обсуждайте сложные ситуации, ищите вместе пути выхода, при этом не пытайтесь решить все вопросы за ребенка.
-
Замкнутые дети предпочитают молчать о том, за что они переживают. Попробуйте выяснить причины тревожности через игру. Неосознанно, занимаясь с куклами или солдатиками, младшие школьники (дошкольники) ситуации из жизни моделируют в игре. В этот момент вы должны подсказать, как куклам или солдатикам справиться со сложностями.
-
Если в жизни грядут перемены (ребенок пойдет в школу, впереди переезд на новое место жительства), подготовьте сына (дочь) заранее. Расскажите, что произойдет, убедите: волноваться не стоит, вы рядом.
-
Никогда не нагнетайте обстановку. Например, не стоит провожать в школу, подчеркивая, какая важная сегодня контрольная работа. Нервы ребенка и так на пределе.
-
Не стоит привлекать тревожных детей к играм соревновательного характера.
-
Учите сына (дочь) расслабляться. Можно освоить дыхательную гимнастику, но самое главное – настраивайте на позитивную волну, учите думать о хорошем.
-
Чаще целуйте, обнимайте своих детей. Тактильный контакт отлично снимает напряжение.
Если Вам кажется, что вы всё уже испробовали, а результата нет, стоит обратиться к специалистам. В Центре социальной помощи семье и детям в рамках комплексной услуги в форме дневного пребывания ребенка после школьных уроков Вы получите так необходимую Вашему ребенку помощь. Для этого необходимо обратиться в УСЗН с заявлением о нуждаемости в данной услуге. О дальнейших шагах вас проинформируют специалисты Центра.
Использованный материал: газета «Нижегородская правда» №5 от 22 января 2015 г.