Дети изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения.
Дети изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения.
А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить словами, даже в самой доверительной беседе. Родителям важно понять логику размышления ребенка в процессе рисования.
Для этого существует определенная схема. Сначала смотрим на рисунок и задаем вопрос, выражающий отношение к творчеству, помогающий установить контакт с «художником» и рисунком: «Ой, какой интересный рисунок! Мне очень нравиться эта картина» («Вижу, что тут всё очень сложно!»).
Затем смотрим, кто герои этой картины, сколько их. Потом рассматриваем героев и задаем вопросы: «Какой? Какая? Какое? Что делает? В каких отношениях с другими героями рисунка находится? В заключении размышляем: «Для чего нарисован рисунок вообще?»
Взрослый констатирует, перечисляет увиденное на рисунке, осторожно интерпретируя образы и ситуацию, не критикуя ребёнка и рисунок.
Дать ребёнку возможность изложить свою версию нарисованного, активизировать на совместное обсуждение. Результатом обсуждений должно быть совместное с ребёнком понимание изображения. Данная методика способствует улучшению взаимодействия родителя и ребёнка, развитию детской речи, образного мышления, цветовосприятию, навыкам самоанализа.
В качестве примера приводим анализ детского рисунка и рассказ взрослого:
«Тут кто-то или что-то? (Кто-то.)
Сколько их? (Двое.)
Беленький ты кто? Кот или кошка? (Кошечка. Кошка едет на петухе.)
Большой ты кто? (Петух.)
Петушок ты какой? Я очень большой, у меня очень толстое тело, шея, ножки, я учусь возить кошек.
Я иду, поэтому у меня нет крыльев. Круглая голова, глазки, есть ротик и клювик. У кошки есть голова, черные ушки. Кошечка ты какая? Голова сверху, ниже тельце, ниже ноги. У меня ушки вверх торчат. Из тела торчит длинное, белое это рука. Маленькое, короткое хвост. Нога со ступнями и когтями. Пусть она покалывает, если петух едет не туда… Далее по индивидуальному сценарию. Можно обращать внимание на последовательность прорисовки и выбор цветовой гаммы во время рисования. Помнить, что дети отражают в рисунках значимые для них факты, события, эмоции.
Общению посредством детского рисунка со своими детьми и многому другому взрослые могут научиться на занятиях детско-родительских групп, которые проводятся в Центре социальной помощи семье и детям г. Арзамаса.
Мы ждем Вас!