Автор: Гурлова Анна Георгиевна, Зав. отделением
В рамках программы «Наука быть семьей» работа с детьми ведется по трем направлениям. Одно из которых - сенсорное развитие и программа «Неизвестная планета».
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Овладение знаниями и умениями во всех областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, знакомится с произведениями искусства, и конечно воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Особенно трудно усвоение происходит у детей с СДВГ, так как их возможности ограничены в связи с поражениями отдельных подкорковых структур, они нуждаются в особом подходе, ведь в условиях ограниченности притока впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», ведущий еще и к значительным задержкам развития.
В настоящее время ярко выражена проблема гиперактивности, число обратившихся за год в ЦСПСД г. Арзамаса составило 27 % от общего числа, поэтому программа очень актуальна, т.к. через осознание своих взаимосвязей с миром, ребенок осознает и свое место в окружающей действительности, что приводит к развитию навыков саморегуляции. Занятия по программе обеспечивает приток новых впечатлений, что становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка.