Кризис трех лет – это, прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативность ребенка и стремятся, во сто бы то ни стало, сохранить авторитарный тип взаимоотношений.
К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отдаленный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой он может пользоваться. Ощущая свое растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. Для поведения ребенка в этом периоде характерны: негативизм, непослушание, упрямство, строптивость и своеволие.
Вот некоторые рекомендации родителям для нивелирования отрицательных сторон в поведении ребенка:
-
старайтесь адекватно реагировать на изменения, происходящие в ребенке;
-
замените авторитарный стиль взаимодействия с ребенком и гиперопеку на партнерское общение с ним;
-
предоставляйте ребенку самостоятельность;
-
проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
-
направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.
По материалам Детского фонда ООН